Японская техника ошибана — пошаговый мастер-класс с фото, учимся делать картины из листьев растений и цветов своими руками
Искусство живописи поражает воображение своим многообразием. Ведь создавать картины люди могли из самых разных материалов: красок, камней, глины и даже растений.
Для этого требуется тонкое восприятие оттенков и форм, терпение, видение образа, который в итоге заиграет на полотне своей особой жизнью.
Растения, как инструмент для создания образов, использовались в самых разных культурах в самые разные времена. И даже сейчас флористика и техника составления гербариев вдохновляют многих творческих людей.
В Японии с древних времен и по сей день существует такое поразительное искусство — ошибана. О том, что это такое, поговорим в этой статье.
Искусство ошибана
С японского языка слово «ошибана» подробно переводится как «засушенные цветы». Мастера создают удивительные картины из высушенных растений точно так же, как делали бы это одними красками. Хотя нередко в современное время применяют и краски, как дополнение к флористической композиции.
Природа благотворно влияет на человека, возвращает к гармонии, умиротворению, позволяет удалиться от суетности этого мира и вдохнуть жизнь в её истинном проявлении. Поэтому ещё древние японцы, а они заслуженно считаются мудрейшим народом, чтили ошибану таким искусством, которое возвращало человеку гармонию и мир с самим собой.
Суть технологии на первый взгляд проста. Однако за этой легкостью скрывается необходимость в глубоком терпении, чуткости и ловкости. Художники длительное время собирают растения, листья и цветы, затем высушивают их под чем-то тяжелым.
А в заключительном этапе наклеивая на бумагу или холст высушенные лепестки, создают изображение. Мастерство заключается в умении сохранить яркий цвет и форму растения, чтобы картина получилась максимально живой.
История ошибаны
На сегодняшний день флористика — синоним женского вида рукоделия. Однако ошибана в своем происхождении и развитии корнями вплетается глубоко в культуру древних самураев.
- Около 600 лет назад это искусство было сугубо мужским мастерством. И занимались им исключительно самураи.
- Каждый юный воин должен был освоить тонкость создания картин наравне с навыками владения мечом и луком.
- Японцы считают, что так человек развивает терпение, наблюдательность, внимательность и восприятие.
Только два века назад ошибана проникла за пределы родной Японии. Английские дамы в 19 веке оценили красоту этого искусства. А позднее ошибана распространилась и по всей Европе. Сегодня древний вид японского рукоделия известен во всем мире и считается оригинальным хобби.
Тонкости искусства
Растения оказывается капризный материал. И многие картины со временем теряют изначальный вид, тускнеют, появляются темные пятна. Японские умельцы на рубеже последних веков придумали гениальный способ, как сохранить цвет и избежать потемнения картины.
Для этого создается вакуум: из прослойки между картиной и стеклом выкачивают весь воздух.
- На самом деле ошибана преисполнена различных тонкостей и нюансов. Когда-то мастера учили этой дивной науке своих учеников. Но сегодня о многом приходится узнавать через свои ошибки.
- Чтобы называться мастером ошибаны, нужно детально знать особенности каждого цветка и травки. Потому что во время высушивания одни растения тускнеют, другие сохраняются такими же яркими.
Пример, знакомый многим, кто увлекается этим рукоделием: если высушивать для картины анютины глазки, они сохранят свой изначальный живой цвет.
Различия ошибаны и гербария
Многие сначала задаются этим вопросом, но когда дело доходит до первой картины и композиции, понимание возникает само собой.
Ошибана, если так можно выразиться, на ступень выше гербария. В ней скрыта особая технология подготовки растения, высушивания. Ведь картина должна остаться такой же пестрой через много лет.
Принято называть такие отличия двух видов «сухой флористики»:
- В гербарии каждый отдельный листик становится картиной, а ошибана хранит тайну создания целых композиций из множества лепестков.
- Различаются также методы сушки: для гербария используют сетку, для ошибаны — пресс.
- В гербарии художники нередко придают стеблям и листьям яркости с помощью красок, в ошибане же ценится естественность и природный вид.
Инструменты для ошибаны
С одной стороны можно сказать, что это искусство не требует особых затрат. Всей красотой и «красками» поделится матушка-природа. Достаточно просто собрать и правильно высушить растения. А потом применить фантазию и ловко наклеить их на бумагу или холст.
Однако есть ещё один незаметный и неощутимый инструмент, который потребуется каждому, от новичка до профессионала. Это время и терпение. На сбор нужных растений и листьев может уйти не одно лето. А композиция потребует немалой ловкости и внимания.
Кроме этого для ошибаны используют такие инструменты
Для сушки:
- Фанера (2 куска)
- Газета
для создания композиции:
- Карандаши
- Клей
- Краски
- Кисти
- Ножницы различных размеров
- Пинцепы
- Скальпели
- Ткань
- Бархатная бумага
- Шпон
Для основы, на которую наклеивают сухие цветы, используют как правило картон. Но иногда художники применяют и фанеру. Всё зависит от самой композиции и потребности разбавлять её красками.
Направления ошибаны
Своеобразные средства рисования совершенно не ограничивают мастеров в выборе направления и образа композиции. Ошибане доступы многие известные течения живописи. И каждый художник уже отталкивается от своего уровня мастерства.
Основные направления живописи нашли для себя место и в древнем японском искусстве:
- Пейзажи
- Орнаменты
- Натюрморты
- Абстракции
- Портреты
- Сюжетные картины
- Картины в жанре маринистика (изображающие сцены на море)
Начинающие рукодельницы «набивают руку», составляя простые композиции из крупных элементов, и в большинстве случаев дополняют их акварельными деталями. Излюбленным средством для создания картин являются листья, стебли и цветки.
Среди художников новичков очень распространен сюжет женского образа в изящном платье. С помощью лепестков складывают пышные, иногда тонкие юбки. Мелкими цветками создают подолы и кружева на плечах.
А вот уже опытные мастера расширяют свои наборы инструментов. На таких картинах часто встречаются частицы древесной коры, бутончики с семенами, даже дольки высушенных овощей и фруктов.
Вдохновение и терпение помогут добраться до того уровня, который показывают древние находки в японских музеях. Секрет ошибаны прост, хоть и кажется иногда недостижимым.
Главное вкладывать душу в каждую картину. Ведь в ваших руках не просто искусственные красители и полотно бумаги, а живые частички природы. Настоящий мастер тот, кто по-настоящему любит своё дело.